Петербург места

Заброшенные дворцы и дачи Петербурга, которые ждут возрождения

Яна Фравн, искусствовед
Время для чтения: 7 минут
Под Петербургом скрыты усадьбы, где когда-то жили академики, ювелиры и купцы, а парки поражали роскошью. Сегодня многие из них стоят в руинах: одни ждут реставрации, другие разрушаются на глазах. Рассказываем и показываем, как выглядят усадьбы, скрытые от туристических глаз, и что осталось от их прежней красоты.


Дача Карла Фаберже (Парголово, Песочное шоссе, 14)

В 1883 году Карл Фаберже приобрёл участок в Левашово. Сперва на нём стоял скромный охотничий домик, но вскоре архитектор Карл Шмидт возвёл для ювелира двухэтажный деревянный дом с флигелем, парком и прудом. Позже усадьба перешла к сыну мастера, Агафону, и именно он превратил её в роскошный особняк.
Фасад Дачи Фаберже
Фасад Дачи Фаберже
Архитектор Иван Гальнбек построил каменный дом в стиле модерн с мраморной лестницей под стеклянным куполом, танцевальным залом, оранжереей и изысканными гостиными. В рабочем салоне Фаберже располагалась бронированная сейф-комната для драгоценностей. Коллекция хозяина поражала современников: античные статуи, гобелены, японский фарфор, сотни фигурок Будды, оружие, марки и более 300 тысяч драгоценных камней. Недаром дачу прозвали «Малым Эрмитажем».
Танцевальный зал Дачи Фаберже
Танцевальный зал Дачи Фаберже
После революции особняк был разорён. Затем здесь размещались санатории, госпиталь, в подвалах даже держали зверинец, а в 1980-х пожар разрушил часть построек, в 2000-е дача так и не дождалась обещанной реставрации.
Лестница Дачи Фаберже
Лестница Дачи Фаберже
Сегодня здание в аварийном состоянии. Несмотря на то что в 2017 году даче присвоили статус объекта культурного наследия, реставрация так и не началась. В 2023 году СК возбудил уголовное дело против людей, допустивших разрушение памятника. Суд обязал провести противоаварийные работы и восстановить комплекс, однако время работает против «Малого Эрмитажа» — стены продолжают рушиться. Сейчас продюсер Яна Рудковская думает о приобретении дачи для дальнейшей реставрации и обустройства здесь музея с комплексом для отдыха.

Дача Георга Месмахера (Парголово, Шуваловский парк, д. 13, литера А)

В конце XIX века архитектор Максимилиан Месмахер задумал построить дачу для своего брата Георга — известного петербургского юриста. Проект появился ещё в 1870-х, но завершён был лишь в 1902 году. Г-образный особняк с башенкой, трёхгранным балконом и декоративным фризом выглядел необычно и современно для своего времени. Фасады, окрашенные в светло-охристый цвет, подарили зданию имя — «Жёлтая дача». На башне до сих пор сохранился вензель владельца «GM» и дата постройки.
Дача Георга Месмахера. Источник: Наталья Гудкова
Дача Георга Месмахера. Источник: Наталья Гудкова
После революции судьба дома резко изменилась. С 1948 года вместе с Шуваловским парком он перешёл в собственность НИИ токов высокой частоты имени Вологдина. К концу XX века дача оказалась в аварийном состоянии: просели стены, сгнили балки, рушилась кладка. В 2018 году произошло обрушение части кровли и фасада, а КГИОП оштрафовал собственника за невыполнение охранных обязательств.
Дача Месмахера внутри
Дача Месмахера внутри
В 2020 году здание купила визажист Рада Русских, заявившая о планах создать в усадьбе общественное пространство. Сейчас на даче проходит реставрация.

Усадьба Михайловка (Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, дом 109)

История усадьбы «Михайловка» началась в 1834 году, когда земли «Монкальм» и Гетманская мыза приобрели для двухлетнего князя Михаила Николаевича, сына Николая I. В 1850-х архитектор Андрей Штакеншнейдер спроектировал для него дворец, который позже достраивали Иосиф Шарлемань и Гарольд Боссе. К 1862 году на двух террасах вырос целый архитектурно-ландшафтный ансамбль с Большим и Малым дворцами, оранжереями, корпусами для прислуги, церковью святой Ольги и парком площадью 106 гектаров.
Дворец князя М. Н. Романова в руинированном состоянии
Дворец князя М. Н. Романова в руинированном состоянии
До революции усадьба принадлежала Романовым. В советское время здесь действовала трудовая школа «Красные зори», позже — птицефабрика и база отдыха Кировского завода. К 1970-м годам дворец реставрировали и разместили в нём пансионат.
Интерьер — пример оформления в духе архитектурной эклектики
Интерьер — пример оформления в духе архитектурной эклектики
С начала 2000-х «Михайловка» перешла в ведение Управделами Президента, а в 2006 году её передали Санкт-Петербургскому госуниверситету под кампус Высшей школы менеджмента. Здесь появились учебные корпуса, аудитории и общежития, а в 2019 году парк вновь открыли для прогулок.
Дворец князя М. Н. Романова, архивное фото
Дворец князя М. Н. Романова, архивное фото
В 2023 году дворец и несколько построек общей площадью 11,5 тыс. кв. м передали в аренду частной компании «Дворцово-парковый ансамбль Михайловские дачи» — символическая цена составила 1 рубль за объект. Взамен арендатор обязан в течение семи лет восстановить исторические здания.

Усадьба А. Г. Елисеева (Гатчинский р-н, дер. Белогорка)

На берегу реки Оредеж в конце XVIII века появилась усадьба, известная сегодня как Белогорка. Первым владельцем был надворный советник Франц Бель, от его фамилии и произошло название. В начале XIX века здесь построили деревянный господский дом, хозяйственные постройки, парк и мельницу.
Усадьба А. Г. Елисеева
Усадьба А. Г. Елисеева
Новый расцвет усадьба пережила при Елисеевых. В 1897 году её приобрёл Александр Елисеев и подарил дочери Елизавете. Она превратила имение в настоящий образцовый хозяйственный комплекс: появились церковь Николая Чудотворца, школа, электростанция, молочная ферма и кирпичный завод. В 1910–1912 годах архитектор Владимир Тавлинов построил новый усадебный дом в стиле северного модерна с электричеством, водопроводом и канализацией — по тем временам это было почти революцией.
Дети рабочих Кировского завода на отдыхе в Белогорке, 1920-е
Дети рабочих Кировского завода на отдыхе в Белогорке, 1920-е
После революции Белогорка стала совхозом, а позже — научной станцией. Во время войны в доме размещался штаб немецкой армии, при отступлении здание взорвали. В послевоенные годы его восстановили, а в 1970-х здесь работал будущий нобелевский лауреат Иосиф Бродский — сезонным рабочим. В 1983 году ансамбль признали памятником архитектуры.
С 1990-х годов усадьба постепенно разрушалась. После череды собственников и банкротств в 2022 году Белогорку приобрела компания «Оникс», а в 2024-м застройщик LAR Development объявил планы превратить её в бутик-отель с инвестициями в полмиллиарда рублей. Сегодня усадьба находится в процессе восстановления, а парк и дом ждут новой жизни.

Усадьба Знаменка (Санкт-Петербургское шоссе, 115)

История усадьбы Знаменка связана с самыми яркими именами XVIII–XIX веков. При графе Алексее Разумовском здесь в 1760–1770-х годах построили двухэтажный дворец и каменную церковь Петра и Павла (1771), возведённую на месте деревянной. Позднее сенатор Мятлев надстроил третий этаж дворца и настолько полюбил это место, что приобрёл неподалёку ещё одну усадьбу — Ново-Знаменку. В 1835 году имение перешло во владение Николая I, который подарил его супруге.
Усадьба Знаменка
Усадьба Знаменка
В середине XIX века усадьба пережила масштабные перестройки: по проектам архитекторов Андрея Штакеншнейдера и Гарольда Боссе были обновлены залы дворца, фасады и интерьеры обрели черты русского барокко. Тогда же возвели конюшенный двор на сто лошадей, оранжереи и хозяйственные корпуса, а церковь несколько раз перестраивалась. В 1867 году рядом появилась часовня преподобного Иосифа Песнописца по проекту Николая Бенуа.
«Знаменский дворец близ Петергофа». Литография К. К. Шульца с оригинала И. И. Мейера. 1845
«Знаменский дворец близ Петергофа». Литография К. К. Шульца с оригинала И. И. Мейера. 1845
В годы Великой Отечественной войны в Знаменке размещались немецкие войска, ансамбль сильно пострадал. Частичное восстановление провели лишь в 1970-е годы под руководством архитектора Михаила Плотникова. Церковь и часовня были возрождены только в 1990-е, но многие постройки — в том числе конюшни — так и не дождались реставрации и продолжают разрушаться.

Усадьба Демидовых (Санкт-Петербургское шоссе, 115)

История Тайцкой мызы уходит в середину XVIII века, когда этими землями владел Абрам Ганнибал — прадед Александра Пушкина. Позже они перешли к его брату Исааку, а затем — к промышленнику Александру Демидову. Именно при нём в 1770-е годы архитектор Иван Старов создал один из лучших усадебных ансамблей русского классицизма.
Усадьба Демидовых
Усадьба Демидовых
На берегу реки Вёревки появился двухэтажный дворец с бельведером и гранитными львами у парадных лестниц. К дому вела аллея от въездных ворот с изящной решёткой. Вокруг раскинулся пейзажный парк, разделённый на «Звезду», «Лабиринт» и «Зверинец». Здесь возвышались павильоны «Храм Солнца» и «Белый павильон», а по искусственным холмам и мостикам гуляла публика. Тайцы быстро стали одним из ярчайших загородных имений под Петербургом.
Но блеск оказался недолгим. К середине XIX века Демидовы обросли долгами, и в 1870 году усадьба перешла государству. На её базе открыли туберкулёзный санаторий, позже перепрофилированный для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Здесь летом 1886 года работал над «Третьей симфонией» Николай Римский-Корсаков, а пейзажи усадьбы вдохновляли художника Сильвестра Щедрина
Усадьба Демидовых внутри
Усадьба Демидовых внутри
Во время Великой Отечественной войны санаторий оказался в зоне боёв и сильно пострадал. После войны он продолжал работать, но в 1989 году был закрыт, и с тех пор дворец оказался заброшенным.

Попытки реставрации начались только в 2018 году. Археологи ИИМК РАН тогда даже обнаружили фундамент знаменитого «Храма Солнца», который считался утраченным. Но проект застопорился, часть средств исчезла, и в 2023 году Следственный комитет возбудил уголовное дело из-за ненадлежащего содержания объекта.

Усадьба, связанная и с именем Пушкина, и с Демидовыми, и с великими мастерами русской культуры, стоит в ожидании настоящего возрождения.

Особняк Веге (Ультрамариновая улица, д. 1, корпус Б)

В конце XIX века предприниматель Георгий Веге основал на берегу Невы уникальное производство — Киновиевский ультрамариновый завод. Его синтетический краситель оказался дешевле и качественнее импортных, и уже к 1896 году предприятие получило право украшать продукцию государственным гербом. Завод быстро разросся до 15 корпусов, а сам Веге решил построить рядом личный особняк.
Особняк Г.И. Веге
Особняк Г.И. Веге
Дом возвели в 1900–1902 годах на основе старой бочарни. Скромные фасады скрывали роскошные интерьеры: витражи, лепнину, зеркала в золочёных рамах и даже парадную лестницу с кариатидами. Георгий Иванович хотел следить за производством — окна особняка выходили прямо в цеха.

После смерти владельца в 1912 году завод унаследовал его сын Роберт, который уехал за границу, а в 1917-м предприятие и дом были национализированы. В советское время корпуса перестраивались, но особняк сохранил свой облик.

К XXI веку судьба здания стала трагической: кражи, обрушившаяся кровля, грибок и плесень уничтожили интерьеры. Несмотря на статус объекта культурного наследия, собственники десятилетиями не предпринимали мер к сохранению.
Элемент особняка
Элемент особняка
В 2018 году особняк выкупила Setl Group и заявила о реставрации, но вскоре перепродала объект. Дом долго стоял в руинах, в 2021 году его лишь окружили строительными лесами. Лишь в апреле 2024 года инвестор сообщил о начале полноценной реставрации, включая воссоздание исторических интерьеров и знаменитой лестницы с кариатидами.

Особняк купцов Брусницыных (Кожевенная линия, 27, корп. 1)

В 1844 году крестьянин Николай Мокеевич Брусницын, приехавший из Тверской губернии, купил дом на Васильевском острове. Три года спустя он открыл небольшую кожевенную мастерскую на десять человек. Несмотря на неграмотность, Брусницын оказался человеком редкой предприимчивости: вскоре он стал купцом, вырастил большую семью, а его дело превратилось в крупную фабрику с шестью сотнями рабочих.
Особняк Брусницыных
Особняк Брусницыных
Дом постепенно перестраивался: в 1850–1860-е архитектор Андрей Андреев расширил и надстроил здание, а в 1880-е сыновья Николая — Николай, Александр и Георгий — поручили архитектору Анатолию Ковшарову масштабную реконструкцию. Особняк приобрёл форму буквы «Ш», получил парадную лестницу, зимний сад и богатые интерьеры, которыми восхищаются до сих пор.

После революции судьба семьи резко изменилась: Николай и Георгий эмигрировали, а Александр остался в Петрограде. Он продолжал работать на заводе, но в 1919 году был арестован ЧК. Позднее его освободили, однако особняк и фабрика уже перешли в руки государства. Здесь разместилось заводоуправление кожевенного завода имени Радищева.
Интерьеры Особняка Брусницыных
Интерьеры Особняка Брусницыных
В советские годы дом перестраивался под нужды предприятия, но часть парадных интерьеров чудом уцелела. В 1990-х началась реставрация Белого зала и столовой. А в XXI веке особняк Брусницыных неожиданно стал востребованной площадкой для кино и музыки: здесь снимали клипы группы «Король и Шут», фильм Рустама Хамдамова «Мешок без дна» и множество сериалов.

Сегодня, в 2024 году, особняк частично восстанавливается, открыт для экскурсий и продолжает служить культурной декорацией Петербурга.

Большинство особняков находятся в аварийном состоянии на грани разрушения. Надеемся, что большинство из них смогут возродиться из пепла и радовать жителей и гостей нашего города.