Что значит делать большой международный кинофестиваль в России сегодня?

Текст: Ксения Родак, искусствовед
Куратор международного конкурса и отборщик МКФ «Послание к человеку», соосновательница самиздата «К!» Диана Абу Юсеф рассказывает о закулисье работы команды фестиваля, главных нарративах в кино этого года и фильмах программы, которые стоит увидеть.
Диана Абу Юсеф. Фото предоставлено героем интервью
Диана Абу Юсеф.
Фото предоставлено героем интервью
— Что входит в твои обязанности?
— Для 35-го фестиваля мы начали отсматривать кино в конце января. У нас было несколько пластов работ.
Первое — это отсмотр главных международных кинофестивалей, на которые мы получаем аккредитацию и смотрим их программу. В этом году мы начали с Роттердамского кинофестиваля. Дальше, если нам что-то нравится, мы связываемся с дистрибьюторами и обсуждаем, можем ли мы взять фильм в свой конкурс.
Второе — это отсмотр заявок, которые присылают нам на фестиваль «Послание к человеку». Отбор длится с середины января до июля. Это ещё один огромный пласт работы, который требует много сил и времени, потому что заявок несколько тысяч — они приходят из разных стран каждый день. И мы, команда из четырёх отборщиков и программного директора, занимаемся всем этим.
— Также есть третья часть работы — коммуникация с режиссёрами. Мы общаемся с разными режиссёрами, киношколами и агентствами, запрашиваем у них фильмы, отсматриваем их. У нас есть огромный список международных дистрибьюторов и российских авторов, которые присылают свои фильмы пакетами. Есть и новые сотрудничества — люди, к которым мы стучимся и запрашиваем фильмы. Таким образом мы пополняем свои лонг-листы понравившимися картинами.
Так мы работаем, всё время созваниваясь и обсуждая просмотренное. Что-то постепенно переносим в шорт-лист.
В конце весны мы начинаем утверждать фильмы в программу — это тоже довольно трудоёмкий процесс. Координатор программы связывается со всеми режиссёрами и дистрибьюторами, помогает нам добывать фильмы, что вовсе не просто. Потому что режиссёры могут молчать, дистрибьюторы — не выходить на связь, они могут отказываться или просить очень большую сумму за показ.
Конечно, есть большая часть работы, связанная с концептуальной стороной. То есть мы не просто выбираем кино, которое нам нравится, а пытаемся составить программу, которая могла бы говорить с разными людьми на разные темы.
С одной стороны, мы ищем нечто новое. С другой — находимся в поисках близких киноязыков, которые можно было бы понять, просто зайдя в кинозал без какой-либо подготовки. Эта концептуальная история требует совместных обсуждений и бесконечных размышлений. Для этого нужен свежий взгляд на всё, что происходит.
Как можно обратиться к зрителю? О чём важно сказать сейчас и почему? Как и в каком порядке поставить сеансы, чтобы программа выглядела цельной?
— Что особенного «Послание» приготовило для зрителей в этом году?
— В этом году юбилей — 35 лет — и фестиваль, конечно, очень ответственно собирался, чтобы отпраздновать эту серьёзную дату. Поэтому программы наполнялись очень внимательно и трепетно одновременно.
Во-первых, зрителей, как и всегда, ждёт насыщенная конкурсная программа, которая состоит из трёх частей: международный конкурс, национальный конкурс и экспериментальный конкурс In Silico. Несмотря на то, что работать в условиях, в которых мы находимся, с каждым годом всё сложнее, отборщики не перестают находить крутое и мощное кино со всего света.
Во-вторых, зрителей ждёт невероятно насыщенная специальная программа. Очень важна юбилейная программа «Десять. Гран-при разных лет». Здесь представлены фильмы-обладатели «Золотого кентавра» прошлых лет «Послания», которые были отобраны кураторами в «алмазную» подборку.
Не обошлось и без традиционных программ фестиваля: «Двойные вершины», «Панорама.doc», любимые многими «Новые голоса», «Российское молодое», «Мультиверс». Разумеется, есть и новые программы — например, «Ар-деко: искусство быть громким» в честь столетнего юбилея стиля, и многое другое.
Мне кажется, фестиваль двигается большими нарративами и охватывает значимые части мировой истории, истории страны и кино. Фильмы очень разные, но они продолжают попадать в человека, обращаться к нему. Они берут зрителя за руку и отводят его в очень важные, вдумчивые миры, за которыми мы и приходим в кинозал.
В то же время юбилейный год помогает остановиться и подумать, каким фестиваль был прошедшие 35 лет, для чего и для кого (!) он был придуман. Мне нравится, что мы возвращаемся и рефлексируем, пытаемся нащупать и осознать свои корни.
— Что изменилось на «Послании» за время твоей работы?
— В этом году было значительно больше отказов от международных дистрибьюторов и режиссёров. Из-за этого мы довольно долго собирали международный конкурс — это было тяжело.
— На какие фильмы ты советуешь обратить внимание как отборщик?
Определённо это:
«Небылицы», реж. Бен Риверс.
Для меня это очень важный и близкий фильм о детстве во время апокалипсиса. Его обязательно советую увидеть на большом экране.
«Грациано. История отшельника», реж. Йозефин ван дер Альст.
Это кино, как несложно догадаться, про отшельника, про любовь и одиночество. «Грациано» немного напоминает прошлогоднего «Боганклоха» уже упомянутого Бена Риверса. Очень приятно, что такой фильм находится в международном конкурсе «Послания». У него необычный хронометраж — он идёт 41 минуту, а в международный конкурс полнометражных фильмов включают ленты от 40 минут, поэтому он существует в неком «пограничье».
"Китайская рулетка", Райнер Вернер Фассбиндер.
Просто потому, что это Фассбиндер. И просто потому, что было тяжело найти возможность показать этот фильм. Он достался фестивалю с большим трудом программного директора и коллег — было приложено много усилий, чтобы зритель его увидел.
Я также советую сходить на что-нибудь из программы «Десять. Гран-при», потому что это историческая часть фестиваля. Важно понимать, что происходило на фестивале 5, 10, 20 лет назад. Любой выбор из этой программы будет верным.
Как главный фанат (я настаиваю!) «Новых голосов», советую идти на каждый показ из этой программы. Все фильмы тонко и чутко обращаются к зрителю, при этом говорят с ним о разном — о встрече, о грусти, о красоте… Эта программа не замыкается сама на себе, а находится в постоянном поиске и собственном переизобретении.
— Заметила ли ты сквозную тему в кино этого года? Что интересует и волнует режиссёров сейчас?
Я бы не стала выделять сквозную тему — на фестивале больше 200 фильмов, сложно найти что-то одно. Главным сходством всего, что мы выбираем, можно действительно назвать послание к человеку.
Это не кино ради кино, не формалистское высказывание. Это кино, которое хочет что-то сказать человеку — нечто очень важное, то, к чему мы неравнодушны.
Кто-то любит снимать про детей и стариков, кто-то — про родителей, кто-то — про себя, кто-то — про то, что происходит в мире, в своей стране, в своём городе. Кто-то обращает внимание на вещи, которые происходят вокруг повседневно, но почему-то мы их не замечаем. Кто-то снимает про любовь, кто-то про одиночество.
Для каждого зрителя найдётся что-то, что влюбит его в кино — даже если он никогда его не любил или если забыл, как это.
— Как изменилось твоё представление о фестивале после попадания в его команду?
Если честно, до попадания в команду я не представляла, что такое международный кинофестиваль. Но меня очаровывала эта большая машина, которая работает и показывает столько всего. Я просто хотела оказаться внутри фестиваля — мне было искренне интересно, я хотела этой энергии, и всё это стало возможным благодаря случаю.
Среди открытий могу выделить то, что сложно смотреть много кино. От него устаёшь, отношения с кино меняются. Ты становишься строже к нему, но когда фильм тебя трогает — это становится гораздо ценнее.
Также меня удивило, насколько трудоёмок процесс попадания кино на фестиваль. Над этим работает огромная команда, где каждый отвечает за свои важные процессы.
Делать большой и классный кинофестиваль в России сегодня — это настоящая борьба: сражение с внутренними и внешними системами. И чтобы выжить в этой борьбе, нужно иметь много сил и терпения.