Петербург места

Фаберже, древние артефакты и Ренессанс: что вы не ожидали увидеть в Музее христианской культуры

Яна Фравн, искусствовед
Время для чтения: 7 минут
Музей христианской культуры работает в Петербурге с 2021 года. Его главная миссия — рассказывать об истории возникновения и развитии христианского искусства, раскрывать перед каждым посетителем красоту и многообразие христианской культуры. Причем, когда мы говорим о христианской культуре — мы подразумеваем не только иконы, но и светское искусство, ведь вплоть до определенного исторического этапа всё искусство развивалось на основе евангельских и библейских сюжетов. В этой статье рассказываем, зачем стоит посетить Музей христианской культуры, расположенный по адресу переулок Лодыгина, дом 5, чем он отличается от других музеев, и на что особенно стоит обратить внимание при изучении экспозиции.
Основная экспозиция Музея христианской культуры, зал «Русская икона»/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин

Путеводитель по залам музея

Коллекция музея формировалась на протяжении десятилетий, и её уникальность — в многообразии. В экспозиции представлены залы, посвященные итальянскому Возрождению с подлинными произведениями мастеров XIV-XVI веков, а также Северному Возрождению — фламандским и голландским художникам. Отдельное внимание уделено наследию фирмы Фаберже: здесь можно увидеть императорские пасхальные яйца и другие произведения ювелирного искусства.  

Если вы самостоятельно придёте осмотреть музей, то сотрудники музея рекомендуют начинать свой маршрут от экспозиции «Константин Великий: Искусство первых веков христианства и Византийской империи» на 2 этаже, а заканчивать в зале «Николай II: семья и престол» на 3 этаже. Таким образом, вы сможете глубоко погрузиться в христианскую культуру и изучить её с начала и до конца.
Основная экспозиция Музея христианской культуры, зал «Константин Великий»/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Основная экспозиция Музея христианской культуры, зал «Константин Великий»/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин

Раннее христианство: египетский предшественник иконы и причем тут Анубис?

Христианская культура выросла не в вакууме: она формировалась в контексте религиозных и философских идей своего времени. Многие привычные христианские символы — голубь, виноградная лоза, рыба — пришли из античности. Ранние христиане наполнили их новым содержанием, придав этим образам сакральный смысл. Именно поэтому музей считает важным показывать предметы античности. Такой взгляд помогает увидеть христианство как одно из течений огромного духовного мира, и понять, как культура, религия и искусство в нём переплетались.
Фаюмский портрет, III-IV вв. , Египет/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Фаюмский портрет, III-IV вв. , Египет/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
В зале Константина Великого первым делом стоит обратить внимание на Фаюмский портрет. Он может показаться менее выразительным, чем яркие итальянские картины в соседней экспозиции. Однако именно он даёт уникальное представление о зарождении традиции изображения человеческого лица — той, которая впоследствии приведёт к появлению христианской иконы.

Фаюмские портреты иногда называют «первыми иконами», хотя это не совсем корректно. В I веке нашей эры, на территории Римского Египта, вместо золотых погребальных масок стали использовать реалистичные портреты усопших. После смерти человека его тело бальзамировали, а вместо лица вплетали в бинты мумии деревянную доску с портретом, написанным в технике энкаустики — на расплавленном воске.

Слово «икона» происходит от греческого εἰκών — «образ», «изображение». В античности этим словом могли называть любой визуальный образ: от бюстов императоров до мозаик, фресок и даже портретов на монетах. Позже, в византийской культуре, икона приобрела сакральное значение и стала тем, что сегодня называют образом святого на деревянной доске. Но изначально этот термин охватывал гораздо более широкий спектр изображений — и Фаюмские портреты становятся важной частью этой предыстории.
Статуя Анубиса, Древний Египет/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Статуя Анубиса, Древний Египет/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Удивительно, но в этом же зале можно встретить египетского Анубиса — бога загробного мира и погребальных ритуалов. Фонды музея активно пополняются новыми предметами искусства, так, этот артефакт появился в коллекции совсем недавно, и точно определить его возраст пока невозможно, но специалисты активно работают над этим.

В его изображении есть элемент, который многим кажется крестом. На самом деле это анкх — известный символ в массовой культуре, который египтяне называли «бантом жизни». Он символизировал вечную жизнь. По форме анкх действительно напоминает христианский крест, и именно поэтому многие ранние христиане в Египте быстро восприняли этот знак. Отчасти именно это способствовало столь стремительному распространению в Египте.

От символа к живому облику: шедевр Симона Ушакова

Иконы во всех залах расположены не за стеклом, чтобы зритель мог максимально погрузиться в атмосферу. Освещение акцентирует внимание на экспонатах, а в помещениях поддерживается прохладная температура для сохранения произведений — ведь некоторые иконы датируются XV веком. В музее работает собственный отдел реставрации живописи и декоративно-прикладного искусства, сотрудники которого тщательно следят за микроклиматом. Хранитель постоянно контролирует температурный режим, ведь опасения за сохранность экспонатов всегда остаются.
Основная экспозиция Музея христианской культуры, зал «Русская икона»/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Основная экспозиция Музея христианской культуры, зал «Русская икона»/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Единственная икона, размещённая за стеклом, — подлинная революционная работа выдающегося мастера XVII века. Это икона Богоматери Владимирской кисти Симона Ушакова. Обычно иконописцы своих работ не подписывали, считая, что автором шедевра является сам Бог. Ушаков же поставил свою подпись, и благодаря этому исследователи точно знают дату создания — надпись выполнена буквами того времени.
Богоматерь Владимирская, Симон Ушаков, 1665 год/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Богоматерь Владимирская, Симон Ушаков, 1665 год/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Эта икона была отреставрирована, и сегодня можно разглядеть, насколько тщательно передан облик Богоматери: тон кожи, мягкие складки одежд — всё исполнено с удивительной детализацией. Для русской иконописи того времени это было редкостью: обычно фигуры писали условно, передавая лишь символическое значение образа.
Во второй половине XVII века в Россию начинает проникать традиция европейской живописи, и Симон Ушаков стал одним из первых, кто перенёс её приёмы в иконопись. Он писал лики так, будто изображал живого человека, — это стало настоящей революцией. Именно поэтому икона Богоматери Владимирской работы Ушакова является одной из главных святынь музея.

Святой, ставший прототипом Санта-Клауса

Один из залов посвящен Николаю Чудотворцу, которого в народе называют «семейным святым» и почитают как образ кротости и веры. Существует версия, что именно он стал прототипом Санта-Клауса.
Основная экспозиция Музея христианской культуры, зал «Святитель Николай Чудотворец»/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Основная экспозиция Музея христианской культуры, зал «Святитель Николай Чудотворец»/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Сюжет, изображённый на иконе, связан с его житийной историей. В родном городе святого жили три девушки, отец которых был беден и не мог дать им приданое. От отчаяния он решил продать дочерей в публичный дом. Николай, узнав об этом, три ночи подряд подкрадывался к дому и бросал в окно мешок с золотыми монетами — по одному для каждой девушки. Так у них появилось приданое, они смогли выйти замуж и избежать ужасной участи. Отец раскаялся, и история закончилась счастливо.
Святитель Николай Чудотворец, первая треть XVIII в./ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Позднее, на Западе, особенно в Европе, сюжет оброс деталями: говорили, что Николай забирался не к окну, а на крышу дома и бросал мешки в трубу, чтобы они падали прямо над камином. Отсюда и вырос образ Санта-Клауса: Sanctus Nicholaus на латыни — Святой Николай.

В иконe святого Николая, представленной в музее, есть особая деталь: в неё встроена
деревянная фигурка конца XVIII века. Такие скульптурки церковь обычно запрещала, и их часто уничтожали, но этот образ, вероятно, спасли из огня, встроив в икону XIX века. У святого в левой руке храм, а в правой — меч. Несмотря на образ кротости, Николай изображён воином — так, по легенде, он явился над городом Можайском и защитил его божественным светом от врагов. 

Также в этом зале находится большая коллекция паломнических сосудов с изображениями святого.

Паломнические сосуды, 19 век/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Паломнические сосуды, 19 век/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин

Фаберже: христианские ценности и ювелирные шедевры

Неожиданно встретить в музее и коллекцию Фаберже. Здесь особый акцент — на христианском характере творчества Фаберже и истории становления его фирмы. В экспозиции можно увидеть увеличенные архивные фотографии мастеров, работавших в фирме, а также зал, посвященный Первой мировой войне. Здесь показывают, как христианские ценности Фаберже переплетаются с историей России — это отражается и в его произведениях.
Постоянная экспозиция музея, зал Карл Фаберже: поставщик Императорского двора/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Постоянная экспозиция музея, зал Карл Фаберже: поставщик Императорского двора/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Фаберже создавал огромное количество ювелирных изделий: от миниатюрных фигурок животных из драгоценных и полудрагоценных камней (анималистика) до уникальных предметов церковного убранства. Сегодня работы Фаберже часто подделывают — особенно клейма, которые легко имитировать. Поэтому верификацией в музее занимаются эксперты-фабержеведы, например, один из главных специалистов в России по этой теме — Валентин Васильевич Скурлов, искусствовед, историк ювелирного искусства, почётный академик Российской академии художеств, ученый секретарь Мемориального фонда Фаберже.
Императорское пасхальное яйцо с сюрпризом в виде курочки/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Императорское пасхальное яйцо с сюрпризом в виде курочки/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Самый уникальный экспонат зала — знаменитое «Пасхальной яйцо с курочкой», созданное в эпоху Александра III. Принцип — как у матрёшки: внутри яйца — золотая курочка, в курочке — корона Российской империи, а в корону вложены миниатюрные рубиновые подвески. Всё это помещалось в скорлупу, которую можно было открыть. Основой для создания шедевра стало похожее драгоценное яйцо, которое находилось в собрании датской королевской семьи. Оттуда была родом супруга императора, в девичестве принцесса Дагмар.
Считается, что Карл Фаберже обожал русский фольклор и сказки, и часто подчеркивал свою «‎русскость», а также приверженность православной традиции в своих работах.
Фаберже и Первая мировая война/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Фаберже и Первая мировая война/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Отдельно уделено внимание предметам, созданным в годы войны. По легенде, когда началась Первая мировая война, император лично сообщил Фаберже по телефону о мобилизации и попросил переориентировать производство на военные нужды. Мастер переделал часть фабрик Московский механический завод, например, выпускал гильзы, патроны, ручные гранаты. Делали и предметы быта для солдат. В коллекции музея есть колокол с этого завода, тот самый телефон и редкие предметы производства — напоминание о том времени.

Зал Ренессанса: Боттичелли и Рафаэль

В зале Ренессанса можно увидеть редчайшие произведения, отражающие переход от византийской традиции к зрелому искусству итальянского Возрождения. По секрету, подобные работы есть возможность встретить в единичных музеях.
Итальянское Возрождение/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Итальянское Возрождение/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Одним из центральных экспонатов является картина XIV века «Мадонна Млекопитательница». По стилю она близка византийской иконописи: графичные линии, строгая композиция и духовная образность явно отсылают к православной традиции. В XIII–XIV веках Византия оказала сильное влияние на Италию. Мастера, спасаясь от турецкого владычества, переезжали на Запад и привозили с собой художественные приёмы, которые вдохновили будущих художников Ренессанса. Сам термин «Возрождение» означал возвращение к идеалам и мотивам античности — поэтому святые, почитаемые в православии, нередко изображались на Западе в более античном по духу облике.
Мадонна с Младенцем (Млекопитательница)/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Мадонна с Младенцем (Млекопитательница)/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Рядом представлена работа Рафаэля XVI века в формате тондо — круглой картины, предназначенной для домашнего алтаря. Традиция помещать образы в домашние алтари восходит к римским нишам-аркам, символу домашнего очага, который перешёл в христианскую традицию. Картина написана на деревянной доске темперой, как икона. На ней изображены Христос, Мария, Иоанн Креститель и агнец — символ жертвы Иисуса. Младенец Христос тянется к агнцу, словно принимая свою судьбу перед славой Воскресения. Произведение дошло до нас в почти первозданном виде благодаря работе реставраторов из Равенны, которые регулярно заботятся о его сохранности
Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем, Рафаэль Санти/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем, Рафаэль Санти/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Особое место в экспозиции занимает поздняя работа Боттичелли конца XV века. В 1490-е годы художник переживал творческий кризис, находясь под влиянием проповедей монаха Джироламо Савонаролы, призывавшего уничтожать «языческое» искусство. Боттичелли действительно сжёг часть своих картин, но эту сохранил — возможно, она уже принадлежала другому владельцу. Узнать его авторство можно по характерной волнистой линии горизонта, силуэтам гор и мягким изгибам фигур. В отличие от привычной для него темперы, здесь он использовал масло — более дорогостоящую и выразительную технику масляной живописи, позволяющую передавать глубину цвета, блеск и движение.
Мадонна с Младенцем и юным Иоанном Крестителем, Сандро Боттичелли/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей МакарочкинН, Алексей Макарочкин
Мадонна с Младенцем и юным Иоанном Крестителем, Сандро Боттичелли/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Экспозиция зала выстроена как хронологически, так и по географическому принципу, демонстрируя разные художественные школы — флорентийскую, венецианскую и другие. Таким образом, зал Ренессанса показывает путь европейского искусства от византийского наследия к вершинам Возрождения.

Авторские копии великих

В Музее христианской культуры представлены произведения выдающихся мастеров, в том числе авторские копии.
Основная экспозиция Музея христианской культуры, зал с авторскими копиями/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Основная экспозиция Музея христианской культуры, зал с авторскими копиями/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Один из примеров — «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. По данным историков, извержение Везувия в 79 году нашей эры уничтожило не только Помпеи, но и соседние Геркуланум и Стабии. Брюллов своим полотном закрепил в массовом сознании образ гибели городов под лавой, хотя на самом деле их накрыл раскалённый вулканический пепел, «законсервировавший» здания и даже тела жителей.
Художник не стремился к точной топографической передаче города: он соединял в композиции мотивы из разных античных построек, которые зарисовывал во время путешествий по Италии. Есть и художественные условности — например, античные статуи у него показаны белыми, хотя в древности они были раскрашены. Парадоксально, но именно раскопки в Помпеях позволили это узнать: пепел сохранил следы древней полихромии.
Авторская копия «Последний день Помпеи»/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Авторская копия «Последний день Помпеи»/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
В левом нижнем углу — интересный персонаж: мужчина с крестом на шее. Христиан в Помпеях того времени не было, но здесь образ символический. В отличие от остальных, бегущих от стихии, он не проявляет страха и защищает семью — трактовка, связанная с христианской идеей спасения.

Именно этот скрытый символ — крест — соединяет «Последний день Помпеи» с концепцией Музея христианской культуры. В нём можно прочитать и мотивы Апокалипсиса, и образы Армагеддона, а также увидеть, как античная традиция перекликается с христианской.
Деталь работы/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Деталь работы/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин

Зал Николая II — последняя глава империи

Последняя станция находится в зале Николая II. Этот зал уникален тем, что в нём собраны произведения, напрямую связанные с царской семьёй: самим императором, его супругой Александрой Фёдоровной, дочерьми и сыном, наследником Алексеем. Все предметы — из их личного владения: броши, жетоны, часы и многое другое. 
Основная экспозиция Музея христианской культуры, зал «Николай II: семья и престол»/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Основная экспозиция Музея христианской культуры, зал «Николай II: семья и престол»/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Экспонат под номером 17 — жетон, посвящённый сопровождению императорского поезда. Когда поезд сошёл с рельс, император Александр III в обвалившемся вагоне держал крышу, спасая семью. Вскоре после этого он умер.
Жетон наградной «За сопровождение императорского поезда»/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Жетон наградной «За сопровождение императорского поезда»/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Среди наиболее ярких экспонатов — сани из родовой резиденции Марии Фёдоровны, лыжи и коньки царевича Алексея, а также модель императорского поезда 1894 года, подаренная ему отцом. Здесь же — колыбель Алексея времён его младенчества.
На стене — портрет Ольги, старшей дочери Николая II, написанный самим императором, который был весьма талантливым художником.
Портрет великой княжны Ольги в детстве, 1895/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Портрет великой княжны Ольги в детстве, 1895/ Фото: медиа БАЛАГАН, Алексей Макарочкин
Музей христианской культуры в Петербурге — это не только собрание икон, но и место, где история раскрывается во всём своём многообразии. Здесь соседствуют фаюмские портреты и античные артефакты, шедевры Ренессанса и авторские копии русских мастеров, личные вещи Романовых и ювелирные работы Фаберже. Такой подход меняет привычное представление о христианском искусстве, показывая, что оно всегда было частью более широкого культурного контекста. Музей молодой, но уже собрал впечатляющую коллекцию и продолжает активно развиваться, пополняя фонды новыми экспонатами. И именно поэтому его стоит внести в свой список обязательных к посещению.

Адрес: переулок Лодыгина, дом 5
Сайт музея: https://mcc.spb.ru/
Музей христианской культуры в Петербурге
Музей христианской культуры в Петербурге