Петербург кино

Современный кинематограф Петербурга: фильмы, имена и фестивали

Ксения Родак, искусствовед, исследовательница кино
Время для чтения: 7 минут
Какие фильмы сняты в Петербурге за последние годы? Как режиссёры изображают город — и почему он так часто оказывается в кадре? В этой статье обзор современного кино о Петербурге и путеводитель по его кинокультуре: от фестивалей и байопиков до инди-фильмов и новых имён.

Открыточный Петербург

Петербург давно превратился в бренд, эта тенденция не обошла стороной и кино. Многие режиссеры запечатлевают город в его парадном обличии: каноничные достопримечательности, вечно добрые и улыбающиеся жители, идеально чистые и безлюдные центральные улицы. Все как на открытке. В короткометражной мелодраме «Нежность» Анны Меликян, на основе которой позже был снят одноименный сериал, главная героиня отправляется в Петербург из-за спора с подругой.

Беготня Виктории Исаковой от Эрмитажа к Исаакиевскому собору и обратно напоминает советское, оттепельное кино, которое с особой нежностью и аккуратностью показывало Петербург. Меликян в своей привычной легкой манере придает городу шарм: черно-белые кадры сопровождаются голосом рассказчика, а появление Евгения Цыганова, человека-ассоциации с петербургским кино нулевых, не оставляет возможности не очароваться этим коротким метром.
«Нежность», реж. Анна Меликян, 2018. Фото: Кино-театр.ру
Такой же «открыточный» город можно увидеть и в фильме «Петербург. Только по любви». Этот сборник коротких зарисовок о Северной столице сняли семь женщин-режиссеров: Рената Литвинова, Оксана Бычкова, Наталья Кудряшова и другие. Каждая из кинодеятельниц представляет свое восприятие города и рассказывает историю о его жителях, которая действительно могла бы произойти с любым из нас. Общей остается лишь манера повествования — легкая, светлая и дарящая надежду. 

«Петербург. Только по любви», 2016. Фото: Кинопоиск

«Петербург. Только по любви», 2016. Фото: Кинопоиск

Инди-Петербург

Петербург славится своей кинокультурой, обилием локальных фестивалей и киноклубов. Но можно отметить и отдельных, самых ярких его кинодеятелей. Без всякого сомнения, самым популярным из ныне работающих в городе на Неве независимых режиссеров считают Романа Михайлова.

Ворвавшись в российское кино лишь три года назад, Михайлов успел снять больше семи фильмов, собрать вокруг себя фанатский культ и выпустить многосерийный проект «Путешествие на солнце и обратно», который недавно стал доступен на стримингах. Режиссера с завидной регулярностью сравнивают с Дэвидом Линчем и Гаспаром Ноэ, но на деле он — яркая и многогранная личность: математик по образованию, доктор наук, писатель, очень продуктивный театральный и -кино постановщик, а также актер в собственных фильмах.

Творчество Михайлова походит на бурлящий сплав источников вдохновения разных стран и эпох, вписанных в контекст современной России. Но все же, несмотря на большое количество культурных кодов, в первую очередь фильмы Михайлова запоминаются своей визуальной составляющей. Операторская работа напоминает затянувшееся сновидение. Яркие цвета, залитые светом кадры, неон и дымка создают сказочный эффект. 
«Поедем с тобой в Макао», реж. Роман Михайлов, 2023. Фото: Кинопоиск
Действия «Поедем с тобой в Макао», драмы об азартных играх и их последствиях, разворачиваются в сердце Петербурга. Главные герои, отец-лудоман и сын, решивший продолжить семейное «дело», бродят по ночным улицам Центрального района от одного подпольного казино к другому. Петербургские локации задействованы и в «Сказке для старых» и в «Отпуске в октябре», но в «Макао» этот образ самый концентрированный и нестандартный.
«Поедем с тобой в Макао», реж. Роман Михайлов, 2023. Фото: Фильм.ру
Созданный Михайловым городской пейзаж походит на Петербург Достоевского: освещенный болезненно-желтым светом фонарей, полный сомнительных личностей, шатающихся от одного сборища картежников к другому. Знакомые улицы под воздействием камеры становятся небезопасным местом, секретные казино возникают то тут, то там. Вместе с героями зритель проходит по скрытым от чужих глаз местам, на которые зрителю любезно указывает знакомый с этой стороной города режиссер. 

Петербург байопиков

Петербург часто становится площадкой для съемок биографических фильмов и сериалов. Встречаются как привычные байопики вроде «Вертинского» (2021) или «Шаляпина» (2023), так и переосмысления образов знакомых творцов. Кинохитом отечественного проката начала 2025 года однозначно стал «Пророк». Режиссер Феликс Умаров, в прошлом клипмейкер, ныне представил Александра Сергеевича Пушкина в новом свете в форме мюзикла с рэп-вставками. Фильм уже успели наречь «версией Пушкина для зумеров», провести параллели между ним и «Гамильтоном» как источником вдохновения и подвергнуть всевозможной критике, но не отметить смелость задумки нельзя.
«Пророк. История Александра Пушкина», реж. Феликс Умаров, 2024. Фото: Фильм. ру
«Пророк. История Александра Пушкина», реж. Феликс Умаров, 2024. Фото: Фильм. ру
Фильм стремится разложить по полочкам миф о главном русском поэте. Пушкин в «Пророке» — одновременно и творец, талант которого стеснен внешними обстоятельствами, и обычный человек, проходящий через взлеты и падения, личные кризисы и неуверенность в своих способностях. Такими же многогранными показаны Петербург и его окрестности на экране. Съемки сцен кутежа высшего света проходили в богато украшенном особняке Половцова, некоторые из его залов специально изменили для фильма. Пышные балы и салоны в интерпретации создателей фильма напоминают помпезные голливудские вечеринки в «Вавилоне» Дэмьена Шазелла.
«Пророк. История Александра Пушкина», реж. Феликс Умаров, 2024. Фото: Фильм. ру
«Пророк. История Александра Пушкина», реж. Феликс Умаров, 2024. Фото: Фильм. ру
«Пророк. История Александра Пушкина», реж. Феликс Умаров, 2024. Фото: Фильм.ру
«Пророк. История Александра Пушкина», реж. Феликс Умаров, 2024. Фото: Фильм.ру
В то же время взрослый, уставший от светского общества Александр Сергеевич бежит из Петербурга в поисках уединения. Действия таких сцен разворачиваются в Павловске и Пушкинских горах. Декорации и костюмы намеренно сделаны без стопроцентного соответствия выбранной эпохе, ведь зритель должен увидеть не телевизионную экранизацию «Евгения Онегина», а осознанное переосмысление исторической фигуры.

Петербург кинокультуры

В 2021 году на экраны вышел фильм «Кто-нибудь видел мою девчонку?», экранизация одноименного романа в письмах. За именем героя Сергея Добровольского скрывается реальный человек — один из главных ленинградских кинокритиков Сергей Добротворский. Много внимания как в фильме, так и в книге уделено ленинградской кинокультуре. Оба главных героя, Сергей и Кира, являются заядлыми синефилами: они вместе ходят в кинотеатры, смотрят VHS-кассеты и пишут о просмотренных новинках для изданий, а на стенах их квартиры висят постеры Хичкока, Джармуша и Линча. Недаром действие фильма начинается и заканчивается в петербургской «Авроре», более ста лет являющейся точкой притяжения любителей кино.
«Кто-нибудь видел мою девчонку?», 2021
Но кинокультура Петербурга настоящего не менее интересна. В этом октябре в 35-й раз пройдет главный петербургский кинофестиваль «Послание к человеку». Изначально «Послание» представляло собой смотр документального кино, но сегодня это один из немногих по-настоящему международных фестивалей России. Кроме основного конкурса, где соревнуются фильмы со всех уголков мира, существуют еще и параллельные программы, из года в год по-новому, но одинаково бережно собираемые кураторами. Например, в 2024 году можно было узнать об экспериментах кинематографистов с нейросетями в секции «Киберглаз», получить представление о кино Аргентины за последние полвека в секции «Тангедия» и не только. В этом октябре зрителям предстоит погрузиться в кинокультуру Петербурга 1990-х в программе «Промежуток» и совершить путешествие в историю фестиваля в секции «Одиннадцать. Гран-при разных лет».
Кинофестиваль: «Послание к человеку». Фото: соцсети «Послания к человеку»
Кинофестиваль: «Послание к человеку». Фото: соцсети «Послания к человеку»
«Послание к человеку» держит высокую планку, показывая действительно новое кино, которое поднимает сложные темы и не боится экспериментов. За это петербургские синефилы и ценят фестиваль, год за годом облюбовывая залы «Дома кино», «Родины», «Авроры» и других важных точек киноландшафта современного Петербурга. 

Но не «Посланием» едины. Кинодеятели подстраивают пространство города под свои нужды, с каждым годом появляется все больше локальных кино-инициатив, фондов и небольших киноклубов. Петербург пестрит огромным количеством фестивалей на любой вкус и цвет: «Сделано в СПб» дает возможность увидеть ленты последних лет, произведенные в городе на Неве, «Lendoc film festival» посвящен фильмам России и стран ближнего зарубежья, «Окно в Европу», ежегодно проходящий в Выборге, «По-ту-сторонний» фокусируется на экспериментальном кино. Перечислять можно долго, но главное — в Петербурге любое кино найдет своего зрителя.