Петербург места

Что входит в коллекцию Газпромбанка — от московского концептуализма до молодых художников

Редактор: Фравн Яна
Время для чтения: 7 минут
В «Лахта-Центре» проходит выставка «Среда обитания. Избранные работы из коллекции Газпромбанка». Разбираемся, чем корпоративная коллекция отличается от частной, какие произведения включает собрание банка и зачем крупным компаниям нужно современное искусство.

Корпоративная и частная коллекция — главные отличия

Как нетрудно догадаться, частная коллекция принадлежит физическому лицу и формируется в первую очередь из личного интереса коллекционера. Выбор произведений здесь субъективен и отражает вкусы владельца, а сама коллекция зачастую остаётся закрытой для публики.
Корпоративная коллекция принадлежит компании и создаётся с другими задачами. Её основная цель — формирование имиджа бренда, демонстрация социальной ответственности, поддержка современного искусства и развитие культурных инициатив. Корпоративные коллекции часто делают публичными: они экспонируются в офисах, на выставках, в музеях, участвуют в биеннале и становятся частью репутации компании. При этом такие коллекции обычно не рассматриваются как инвестиционный актив — работы редко продаются, поскольку коллекция воспринимается как элемент культурного капитала и корпоративного наследия. 

На фото Александра Паперно. «План 5» и «План 6» из серии «Жилплощадь». 2007.  Ирина Корина. «Качалка». 2006. Источник: Газпромбанк Корпоративная художественная коллекция

История коллекции Газпромбанка

Создание коллекции началось в 2012 году, ее главная цель не инвестиционная. Кураторы поставили перед собой задачу сбора искусства «Новой России» с 1990 годов по настоящее время: от московского концептуализма до молодых художников. Концепцию разработала команда профессиональных кураторов под руководством Терезы Мавики — директора фонда V-A-C, и Марины Ситниной, которая впоследствии стала главным куратором собрания.

Газпромбанк с самого начала делал ставку на цельные проекты и серии, что позволяло глубже показывать художественные высказывания авторов и фиксировать важные процессы в российском современном искусстве. Первыми художниками коллекции стали Андрей Монастырский и Никита Алексеев. А на данный момент в ее составе – произведения всех жанров и техник: от живописи до мультимедийных проектов и инсталляций, на настоящий момент это свыше 1000 единиц хранения.
Мы начали с московского концептуализма, а после стали общаться с художниками среднего поколения, затем перешли к молодым. Коллекции уже 13 лет, за это время мы приобрели интересные медиа, большии серии, видео-арт, спродюсировали работы современных художников. Для нас современное искусство — это лаборатория где рождаются новые смыслы.

Олег Филатов (Исполнительный директор корпоративной художественной коллекции Газпромбанка, куратор выставки «Среда обитания»)

Константин Звездочетов. «Ангел чистоты». 2017. Ирина Корина. «Ксенофобия». 2014. Татьяна Ахметгалиева. «Море дождей». 2013.Источник: Газпромбанк Корпоративная художественная коллекция
Константин Звездочетов. «Ангел чистоты». 2017. Ирина Корина. «Ксенофобия». 2014.
Татьяна Ахметгалиева. «Море дождей». 2013.Источник: Газпромбанк Корпоративная художественная коллекция

Работы размещаются в офисах банка, но главная часть коллекции активно путешествует — её показывают в музеях, на биеннале и фестивалях. Она уже была представлена в Русском музее, ММОМА, Центре современного искусства «Винзавод», на биеннале в Венеции, Ливерпуле и других городах. Главный критерий для выбора площадки экспонирования — соблюдение условий экспонирования, нужный температурно-влажностной режим, так как работы уже подвергаются реставрации и часто путешествуют по стране.  Банк также сам помогает клиентам приобретать искусство — от антиквариата до современных работ.
Анатолий Осмоловский. Серия скульптурных объектов «Изделия». 2006.Источник: Газпромбанк Корпоративная художественная коллекция
Анатолий Осмоловский. Серия скульптурных объектов «Изделия». 2006.Источник: Газпромбанк Корпоративная художественная коллекция

Выбор работ в коллекцию компании

Кураторы оценивают не столько тематику, сколько профессиональный путь художника: участие в выставках, институциональная представленность, развитие художественной практики. Благодаря этому коллекция остаётся живой и разнообразной по стилям, жанрам и поколениям.
Вадим Захаров. Альбом в инсталляции : «Приложение ко второму тому "Мертвых душ" Николая Васильевича Гоголя, найденное на Глеуелер штрассе 22».1993-1994.Источник: Газпромбанк Корпоративная художественная коллекция
Вадим Захаров. Альбом в инсталляции : «Приложение ко второму тому "Мертвых душ" Николая Васильевича Гоголя, найденное на Глеуелер штрассе 22».1993-1994.Источник: Газпромбанк Корпоративная художественная коллекция


Экспозиция «Среда обитания» и ее художники

На временной выставке художники из коллекции Газпромбанка рассуждают, как видят свою среду обитания внешнюю и внутреннюю, как выстраивают художественный процесс и практики в жизни. Разговор проходит на примере работ разных поколений творцов от московского копцентуализма до молодых художников. 
Выставка «Среда обитания» в Лахта-Центре
Выставка «Среда обитания» в Лахта-Центре
Экспозиция объединяет авторов нескольких поколений:

Московский концептуализм:
Виктор Пивоваров — один из основателей московского концептуализма, работает с лаконичными визуальными ребусами, отражающими бытовую логику и кодовые символы города.
Эрик Булатов — фронтмен концептуальной сцены, чьи работы исследуют пространство и восприятие через визуальные метафоры.
Выставка «Среда обитания» в Лахта-Центре. На фото работы Петра Быстрова.
Выставка «Среда обитания» в Лахта-Центре. На фото работы Петра Быстрова.
Мастера среднего поколения:
Петр Быстров — известен своей техникой «скобогравюра»: портреты выдающихся культурных фигур, выполненные при помощи строительных канцелярских скоб, демонстрируют сочетание символики и будней .
Ирина Корина — её интроспективные композиции из мебели, скульптуры и «Rocking Chair» рассматривают бытовую среду как личное пространство для размышлений.
Новое поколение:
Дуэт МишМаш (Михаил Лейкин и Мария Сумнина) — яркий пример молодого поколения, работающее в разных медиа — от живописи до инсталляций .
Ольга Чернышова — работает с осмыслением российской реальности и технических способов ее воспроизведения в изобразительном искусстве.
Выставка «Среда обитания» в Лахта-Центре. На фото работы Ольги Чернышовой.
Выставка «Среда обитания» в Лахта-Центре. На фото работы Ольги Чернышовой.
Коллекция современного искусства Газпромбанка — не просто часть корпоративной репутации, а осознанный вклад в культурное развитие страны. Поддерживая художников разных поколений, от классиков московского концептуализма до молодых авторов, банк создаёт открытую платформу для диалога об идентичности, памяти и среде обитания современного человека.
Корпоративная коллекция становится инструментом социальной ответственности: она делает искусство доступным, вовлекает общество в культурные процессы и показывает, как бизнес может не просто инвестировать в творчество, а быть его активным соавтором и хранителе